Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь!».

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

       Воспитатель 21 века – это:

гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

умеющий организовать рефлексивную деятельность.

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

        Рекомендации педагогам по самообразованию:

Самообразование – осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования.

        Основные направления самообразования:

ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;

изучение научно-методической литературы;

изучение актуальных достижений педагогической науки;

ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;

ознакомление с передовым  педагогическим опытом.

       Темы по самообразованию:

Тему по самообразованию может предложить заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.

        Выбирать тему самообразования можно:

каждый учебный год новая тема,

обширная тема на несколько лет.

Тема по самообразованию должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования. Целесообразно выбирать тематику с учётом педагогического опыта, стажа.

       Воспитателям с опытом работы:

современные методики и технологии в дошкольном образовании,

современные формы работы с семьями воспитанников.

        Для опытных мастеров:

практика наставничества и помощи молодым специалистам,

исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.

        Советы педагогам, занимающимся самообразованием.

Изучая вопрос, исследуйте несколько источников. Такой метод научит вырабатывать своё мнение. Учитесь работать с каталогами. Это сохранит вам время! Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать. Это пригодится вам для участия в педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.Будьте открыты к инновациям в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.

        Формы представления результатов самообразования:

доклад на педагогическом совете;

консультация;

выступление на семинаре, семинаре-практикуме;

проведение открытого занятия;

творческий отчёт;

проведение развлечений, досугов;

наглядно-иллюстративный материал;

консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию — целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.

        Методическая работа по организации самообразования воспитателей в учреждении может включать:

самодиагностику;

выбор темы, целей и задач самообразования;

определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;

самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного;

определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.

Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.

Самообразование невозможно без умения чётко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать своё внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.

        Этапы и содержание деятельности по самообразованию.

На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители учреждения дошкольного образования помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

Второй этап — теоретическое изучение проблемы. Тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и др.

Результаты самообразования могут быть представлены в форме: консультаций для сотрудников учреждения дошкольного образования; выступлений на заседании педагогического совета; открытых занятий и других мероприятий; картотеки по проблематике изучаемого вопроса; игр и пособий; рекомендаций по проведению образовательной работы; выставок работ детей или педагога; оформленного передового педагогического опыта.

Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.

Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.

Добавить комментарий