Уважаемые родители будущих первоклассников!
Не за горами то время, когда ваш ребёнок пойдёт в первый класс. Многие родители считают, что главный критерий готовности ребёнка к школе – это его умение писать, читать и считать. И ошибаются. Очень часто случается, что через два-три месяца учёбы такие, казалось бы, подготовленные школьники начинают отставать, не умеют толково ответить на вопросы учителя, не могут сосредоточиться — и начинаются проблемы. Школьные успехи первоклашки будут зависеть оттого, насколько у него развиты внимание, память, мышление, воображение, моторика рук.
Школа — это не только знания
Как бы хорошо не был подготовлен ребёнок к школе, учебные занятия потребуют от него напряжения умственных и физических сил, что может привести к осложнениям здоровья. Поэтому, чтобы избежать нежелательных отклонений, появления различных видов заболеваний, необходимо проверить его физическую и социальную готовность. Обязательно посетите вашего педиатра. И если он посоветует отложить обучение на год, то стоит прислушаться к его советам.
Чтобы пальчики писали
Самое сложное в первом классе – обучение письму. Поэтому посмотрите, готова ли рука вашего ребёнка к письму? Это можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений руки. Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти рук ребёнок будет писать красиво и легко. Не менее важна координация глаз и движения рук. Психологи такую координацию называют «зрительно-моторной» и считают её одним из главных показателей психологической готовности к школе. Уже доказано – чем лучше развита мелкая моторика, то есть движения кисти рук, тем выше развитие речи и мышления ребёнка.
Тонкую моторику обязательно нужно развивать. Проводите с детьми упражнения, основанные на хватательных движениях, они развивают силу кисти. Очень полезны для развития пальцев лепка из пластилина, конструирование, рисование карандашом, мелками, красками с помощью пальцев, штриховка и раскраска. Постарайтесь ограничить использование фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Приучите их рисовать цветными карандашами.
Для развития мелкой моторики регулярно делайте следующие упражнения:
— запускайте пальцами игрушки-волчки;
— завязывайте и развязывайте узлы на верёвке;
— нанизывайте на леску пуговицы, бусинки;
— играйте на пианино, хотя бы понарошку;
— поиграйте в «Золушку», разбирайте смешанные в одной посуде горох и фасоль;
— делайте различные фигурки из мягкой проволочки;
— существуют и различные графические упражнения: можно обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги, рисовать узоры, фигурки в тетрадях в клеточку.
И самое главное: не учите ребёнка письму до школы. Правильно это сделает только учитель.