Педагогический такт — важнейшая профессиональная черта воспитателя. Порой взрослые бывают нетактичны, чем наносят вред в первую очередь себе. Причиной отсутствия педагогического такта у некоторых работников учреждений дошкольного образования является низкая педагогическая подготовка, незнание психики личности. Такие воспитатели не могут правильно оценить последствия применяемого ими приема.
Как соблюдать педагогический такт в беседе с родителями. Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители думают, что воспитывать их детей должны в детском саду. Родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.
Организация индивидуальной работы с родителями вызывает небольшие затруднения, для этого важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
никогда не начинать разговор с родителями, указывая на отрицательные моменты в поведении их ребенка;
отметьте сначала положительные факты его;
внимательно и терпеливо выслушивайте жалобы родителей, замечания, их сомнения и возражения;
если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
щадите самолюбие родителей;
не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Алгоритм взаимодействия с семьей
1 стадия. При первой встрече воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.
2 стадия. Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.
3 стадия. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушать мнение родителей об используемых ими методах. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.
4 стадия. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.
5 стадия. Педагог не доменстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер.
6 стадия. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий.