Самообразование — одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование для всех, образование через всю жизнь!».
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
умеющий организовать рефлексивную деятельность.
Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Рекомендации педагогам по самообразованию:
Самообразование – осознанная, активная познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми дошкольного возраста.
Воспитатели дошкольного образования относятся к категории тех профессий, которые требуют постоянного самообразования.
Основные направления самообразования:
ознакомление с новыми нормативными правовыми документами;
изучение научно-методической литературы;
изучение актуальных достижений педагогической науки;
ознакомление с современными педагогическими технологиями и методиками;
ознакомление с передовым педагогическим опытом.
Темы по самообразованию:
Тему по самообразованию может предложить заместитель заведующего по основной деятельности, а можно выбрать её самому.
Выбирать тему самообразования можно:
каждый учебный год новая тема,
обширная тема на несколько лет.
Тема по самообразованию должна быть нужной и перспективной в сфере дошкольного образования. Целесообразно выбирать тематику с учётом педагогического опыта, стажа.
Воспитателям с опытом работы:
современные методики и технологии в дошкольном образовании,
современные формы работы с семьями воспитанников.
Для опытных мастеров:
практика наставничества и помощи молодым специалистам,
исследовательская работа, основанная на педагогическом опыте.
Советы педагогам, занимающимся самообразованием.
Изучая вопрос, исследуйте несколько источников. Такой метод научит вырабатывать своё мнение. Учитесь работать с каталогами. Это сохранит вам время! Научитесь работать с информацией, собирать, накапливать. Это пригодится вам для участия в педагогическом совете, семинаре, семинаре-практикуме.Будьте открыты к инновациям в образовательном процессе. Создавайте свои компьютерные презентации и видео проекты.
Формы представления результатов самообразования:
доклад на педагогическом совете;
консультация;
выступление на семинаре, семинаре-практикуме;
проведение открытого занятия;
творческий отчёт;
проведение развлечений, досугов;
наглядно-иллюстративный материал;
консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.
Приоритетным направлением работы является повышение профессиональной компетентности кадров. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию — целенаправленной работе по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в соответствии с современными требованиями педагогической и психологической науки.
Методическая работа по организации самообразования воспитателей в учреждении может включать:
самодиагностику;
выбор темы, целей и задач самообразования;
определение содержания работы по самообразованию, вопросов для самостоятельного углубленного изучения;
самоконтроль, самоанализ и самооценку выполнения запланированного;
определение перспектив творческого роста, рекомендации по изучению и анализу результативности своей работы.
Тематику самообразования необходимо рекомендовать соответственно опыту и педагогическому стажу, профессиональному мастерству каждого воспитателя.
Самообразование невозможно без умения чётко формулировать цель, конкретизировать проблему, фокусировать своё внимание на главном, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания.
Этапы и содержание деятельности по самообразованию.
На первом этапе формируется потребность в самообразовании. Руководители учреждения дошкольного образования помогают воспитателю осуществить постановку целей и задач самообразования по результатам педагогической диагностики и всестороннего анализа деятельности педагога. Используются методы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
Второй этап — теоретическое изучение проблемы. Тематическая подборка научной, научно-методической и художественной литературы, видеозаписей, материалов из опыта работы и др. Практическая деятельность воспитателя: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, мероприятий для детей и родителей и др.
Результаты самообразования могут быть представлены в форме: консультаций для сотрудников учреждения дошкольного образования; выступлений на заседании педагогического совета; открытых занятий и других мероприятий; картотеки по проблематике изучаемого вопроса; игр и пособий; рекомендаций по проведению образовательной работы; выставок работ детей или педагога; оформленного передового педагогического опыта.
Основными критериями самообразования педагогов являются: творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, качество образовательного процесса, положительная динамика показателей развития дошкольников.
Самообразование даёт положительный результат в том случае, если оно ведётся целенаправленно, планомерно и систематически.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей самообразования, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, которые будут использоваться только в качестве демонстрационного материала. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом для повышения профессионального мастерства педагога, развития его личности.