Консультация

  • Автор записи:
  • Комментарии к записи:0 комментариев

Особенности работы педагога учреждения дошкольного образования по приобщению детей к национальной культуре через народные праздники и обряды.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздник вообще, а детский – в частности, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие и светлые воспоминания. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Особое значение в решении этих задач имеют народные праздники и обряды.

При проведении народных праздников и обрядов в дошкольном учреждении педагоги должны учитывать объективные и субъективные качества воспитанников:

  • возрастные особенности ребят;
  •  половые особенности;
  • отношение детей и их родителей к праздникам и обрядам.
  1. Возрастные особенности детей.

Haблюдения за поведением ребят разных возрастных групп свидетельствуют о том, что с возрастом интерес к проведению народных  праздников и обрядов возрастает. Дети становятся более информированными о праздниках. Появляются праздники, которые им нравятся, которых они ждут, виды деятельности, занятия, которым они отдают предпочтение (водить хороводы, переодеваться, петь, танцевать, исполнять роли).

  1. Половые  особенности ребят.

Наблюдения свидетельствуют, что мальчики и девочки по-разному относятся к народным праздникам и обрядам. Мальчиков в праздниках привлекает возможность проявить активность, вступить в общение с  ровесниками и взрослыми мужчинами, движение. Девочек более привлекает возможность проявить свои чувства, переживания, пение, танцы, изготовление костюмов, красота одежды, общение со старшими на праздниках.

  1. Отношение к праздникам и обрядам.

Это качество является одним из наиболее выразительных у дошкольников. Дети по-разному относятся к праздникам и обрядам, которые проводятся в семье, в дошкольном учреждении. Есть дети, у которых качества очень ярко проявляются во время подготовки и проведения праздников. Они очень любознательны, активны, проявляют непосредственные эмоции, чувства. Участие в праздниках вызывает в них удовлетворение. Они с готовностью вступают в общение со взрослыми при подготовке к празднику, хорошо контактируют с ровесниками тогда, когда надо что-то сделать к проведению праздника. У таких ребят с возрастом увеличивается потребность участия в подготовке к празднику и в нем самом. У многих воспитанников эти качества проявляются преимущественно в виде интереса или позитивного отношения к празднику.

При проведении праздников обязательно учитываются отношение родителей к тому или иному празднику или обряду и их согласие на участие ребенка.

Почти каждый из нас еще с детства знает такие праздники, как Каляды,  Масленицу, Гуканне вясны, Купалле др. Народные праздники и обряды белорусов выразительно подчинены годовому обороту Земли вокруг Солнца, когда последнее дает весенний расцвет природе и замораживает его надолго осенью. Планирование работы педагога по приобщению детей к национальной белорусской культуре через использование народных праздников и обрядов можно подчинить народному календарю.

Примерный перспективный план

работы по формированию национального самосознания старших дошкольников с использованием фольклора.

Добавить комментарий