КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики – одна из важнейших проблем нашего времени. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника с сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем. В связи с этим большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Актуальность проблемы на сегодняшний день и явилась основанием выбора темы исследования: «Формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста», в котором раскрывается сущность нравственного воспитания, методов и приемов воспитания основ культурного поведения.
В процессе работы необходимо проанализировать научно-методическую литературу, изучить возможности игровой деятельности, организовать исследование по выявлению взаимоотношений детей в группе.
Также систематическое использование игр окажет влияние на формирование положительных взаимоотношений детей группы.
В рамках практического исследования можно использовать труды Е.О. Смирновой, Л.А. Снегиревой, К.В. Котырло, Т.П. Лаврентьевой, Т.Д. Марциновской и др.
Нужно учесть, что в рамках формирующего эксперимента необходимо создать спокойную, доверительную обстановку в группе; обеспечить развитие социальной уверенности дошкольников.
Проведение игр может осуществляться в рамках игровых пауз и психологических занятий с детьми.
Для преодоления трудностей можно использовать прием включения детей в длительную сюжетно – ролевую игру коллективного характера. При этом, в качестве основных ее компонентов, направленных на формирование управляемого поведения, в эксперименте выступают следующие:
- коллективный характер игры,
- длительность игры,
- использование увлекательного сюжета,
- поручение ребенку роли ведущего,
- ознакомление его с главными и промежуточными целями игры.
Следует отметить, что перечисленные компоненты сюжетно – ролевой игры становятся эффективными лишь при их комплексном использовании в качестве системы взаимосвязанных воздействий. Использование этих приемов необходимо сочетать с решением задачи устранения негативного отношения сверстников друг к другу.
Основные приемы подобной работы с детьми:
- Противопоставление эгоистическому мотиву усиленного самоутверждения в игре социально полезного мотива в ходе выполнения ребенком заданий, имеющих общественную направленность;
- Включение ребенка в длительную сюжетно – ролевую игру, носящую коллективный характер.
Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру. Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание детей друг на друга. Совет по вовлечению в игру проблемного ребенка: желательно, чтобы с ним в паре был взрослый. Убедившись, что такой ребенок увлекся, можно переключить его на игру с другими детьми. Заканчивать игру нужно в тот момент, когда педагог замечает, что дети устали, отступают от правил.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование положительных взаимоотношений дошкольников будет эффективно, если обеспечить систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни подтвердилась.